Русская баня

   Точную дату, когда на Руси появились первые бани, никто не знает, создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России. Кто-то считает, что на Русь баня была завезена спартанцами или арабами, а по другую сторону «баррикады» стоят люди, которые уверяют что баня – собственное изобретение славян. Третья же сторона уверена, что первая баня на Руси проложила себе путь через славянские племена с Востока на Север.

На самом деле, на Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ей пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.

Русская баня заставляет вспомнить не только русские традиции и здоровье русского народа, но и множество обычаев, обрядов, верований. Большинство из них ушли корнями в древнее дохристианское прошлое. У бани даже есть собственный дух – «банник», который изображается крошечным старичком с длинными ногтями. Если вы его увидели – значит в доме что-то не так, либо ему не понравилось поведение того, кто парится. По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно, или «охальничать». Баннику это не понравится, и он накажет нарушителя: подпустит угарного дыма, плеснёт на спину кипятку или вообще обдерёт кожу. В бане, в которой пытаются ужиться три стихии сразу – воздух, огонь и вода - во что бы то ни стало водятся нечистые силы. В бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. После того как вся семья помоется, в бане оставляли немного «банного инвентаря» - веник, бадью с водой и разведённый щелок. Таким образом задабривали банника, который приходит париться «на четвёртом кругу», то есть в четвертую очередь. Из-за этого все члены семьи старались помыться за три «круга». Банник считался родственником для любой нечистой силы, которая приходила к нему в гости, чтобы попариться, поэтому заходить в баню, когда там, скорее всего нечистые силы было очень опасно. В случае, если сгорела баня, то нужно было обязательно свернуть шею чёрному петуху и закопать его под порогом новой бани во время строительства, чтобы с ней, чего доброго, не случилось чего-то подобного.

Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани. Как уже упоминалось, в посёлках женские роды обычно происходили именно в бане. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей. Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон шли в баню и на сороковины. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похоронённый чист перед встречей с Богом.

Яндекс.Метрика